Сделан еще один важный шаг в реализации поручения Главы государства по развитию «зеленой» экономики.
На территории СЭЗ «Сарыарка» завершился первый этап строительства завода по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы. Данное предприятие полного цикла не имеет аналогов в Центрально-Азиатском регионе и стало одним из крупнейших объектов в перерабатывающей отрасли Казахстана. Отечественный инвестор вложил в проект создания Recycling Company 3,4 млрд тенге.
– Сейчас в республике более 50 млн автомобилей, и треть из них требует утилизации. Так что проект долгожданный, очень нужный стране, – подчеркнул на церемонии запуска предприятия аким области Ерлан Кошанов.
Экологический проект направлен на защиту окружающей среды и охрану здоровья населения, предотвращение и сокращение негативного влияния от образования отходов. Эти особенности заложены в самом названии перерабатывающей компании. Предприятие оснащено современным, отвечающим требованиям цифровизации и Индустрии 4.0 итальянским оборудованием, в которое входят пресс-ножницы, шрейдерная установка, перерабатывающая до 20 старых автомобилей в час, и очистные сооружения.
Завод на 70 рабочих мест буквально вырос на глазах, в чем несомненная заслуга областного акимата и СЭЗ «Сарыарка», предоставивших готовый, со всей инфраструктурой земельный участок. Для инвестора, создавшего производство мощностью переработки 50 тыс. машин в год, при выборе региона сыграли роль и другие преференции, а также расположенность рядом металлургических гигантов.
Строительство необходимого для экономики и экологии страны предприятия – это одновременно и выполнение поручения Главы государства, касающегося необходимости создания вокруг крупных промышленных компаний малых производств. Очевидно, что новый завод станет своего рода спутником АО «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс». Им будет доставляться полученная из отходов цветных и черных металлов и сплавов продукция, что окажет на смежные отрасли экономики мультипликативный эффект.
Подготовка к первому этапу строительства завода началась два года назад. С той поры в стране работают 17 пунктов сбора непригодного, валяющегося на производственных дворах или задворках автохлама и вышедшего из эксплуатации автотранспорта. В регионах его прессуют в брикеты и мобильными экспрессами доставляют на перерабатывающую площадку в СЭЗ «Сарыарка».
К моменту запуска первого цикла Recycling Company – нарезке и делению на фракции – уже принято и складировано около 3 тыс. брикетов. После разделки сырье пойдет на плавку – это второй этап производства. Его сдача намечена на четвертый квартал. В тот же период предусмотрен и ввод пирролизной установки, позволяющей довести глубину переработки до 98%.
Важность события отметил в приветственной речи первый вице-министр по инвестициям и развитию Алик Айдарбаев. Очень значимый для страны проект реализуется в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития. Основной целью второй пятилетки ГПИИР является акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров. Государством предоставляется широкий набор инструментов поддержки: инфраструктура под конкретные проекты, долгосрочный лизинг и кредитование, вхождение в уставный капитал проектных компаний.
Первый вице-министр МИР рассказал о ходе реализации проектов в сфере машиностроения. А новый завод как раз и связан с данным направлением.
Запуск проекта по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, спецтехники и сельхозмашин Recycling Company является логическим продолжением работы, начатой в конце 2015 года по введению принципов расширенных обязательств производителей (РОП). Он позволяет решить такие задачи РОП, как стимулирование прогрессивных инвестиций, переработка отходов и обеспечение перерабатывающих предприятий необходимым сырьем. На первоначальном этапе в процесс переработки попадут автомобили, шины, аккумуляторные батареи, масла, химпродукты и электрооборудование. В дальнейшем перечень будет расширен.
Как отметил вице-министр энергетики Гани Садибеков, в Казахстане, по сути, родилась новая отрасль. В перспективе утилизация должна стать самоокупаемой. Пока старт получил только первый этап, а наиболее интересен второй, когда отходы автомобилей обретут «новую жизнь».
Как сообщила пресс-служба «Оператор РОП», по программе утилизации старых автомобилей в республике уже выдано 236 скидочных сертификатов для покупки новых транспортных средств. Из них 76 использованы владельцами на покупку 47 авто отечественного производства, 29 новых транспортных средств были приобретены путем суммирования двух скидочных сертификатов.
Программа утилизации ВТЭС по скидочным сертификатам стартовала в июне нынешнего года. Взамен сданного легкового, пассажирского или грузового транспортного средства автовладелец получает скидочный, годичного срока сертификат на покупку нового экологически чистого транспортного средства казахстанского производства. На сегодня оператором РОП принято на дальнейшую утилизацию свыше 28 тыс. автомашин.